Интернет-журнал с полезной информацией для всех

Дети
Игры на развитие памяти для детей от рождения до шести лет

Игры на развитие памяти для детей от рождения до шести лет

Многие родители желают, чтобы их детки были самыми умными. Для этого они как можно раньше учат их читать, считать, писать и т.д. Конечно, такое стремление и усердие похвально, однако увлекаясь раним развитием ребенка, папы и мамы нередко забывают о самом главном – развитии памяти малыша. А ведь именно хорошая память залог успешного обучения. Поэтому до поступления крохи в школу, лучше сделать акцент не на приобретении конкретных знаний и умений, которые он в любом случае освоит в положенное для этого время, а на тренировке и развитии памяти. Причем заниматься формированием навыков запоминания стоит с самого раннего возраста. Ну а лучший способ это сделать – игры на развитие памяти.

При подборе игр для своего малыша обязательно учитывайте, что его способности запоминать только развиваются, поэтому имеют хаотичных характер. Ребенок еще не может самостоятельно контролировать процессы запоминания, особенность детской памяти заключается в том, что в ней откладывается лишь то, что крохе интересно, что вызывает у него определенные эмоции. Поэтому любые упражнения и игры должны быть увлекательны для малыша, они должны вызывать лишь положительные эмоции и живую реакцию. Ну а начинать занятия с ребенком можете с первых месяцев его жизни.

Игры на развитие памяти для детей до года

Примерно к четырем месяцам малыш уже может запоминать важные для себя образы, а в шесть способен узнавать лица людей и предметы. У него начинают формироваться первые ассоциации и страхи. К примеру, кроха может расплакаться, увидев женщину в белом халате, поскольку она его испугала, проводя плановый медицинский осмотр.

В это время основная задача родителей — больше разговаривать с малышом и рассказывать ему обо всем, что его окружает. Обращайте внимание крохи на новые предметы и объекты, если это возможно, давайте к ним прикасаться, объясняйте какие они издают звуки, как движутся и т.д. Например: «Смотри, это собачка, она любит бегать и грызть косточки, а еще она лает», в конце продемонстрируйте, как именно лает собачка. Очень полезно для развития ребенка проговаривать ему потешки или петь для него простые песенки.

игры на развитие памятиПосле того, как малышу исполниться шесть месяцев, можете приступать к первым играм на развитие памяти. Предложите ему поиграть в прятки. Спрячьтесь, например, за шкафом и поочередно выглядывайте сверху, снизу, посередине, приговаривая при этом: «ку-ку». Со временем малыш запомнит последовательность «выглядывания» и будет смотреть в то место, в котором вы должны в очередной раз появиться. Или сыграйте в другую игру: возьмите небольшую игрушку, покажите крохе, а затем спрячьте ее под лежащую рядом салфетку или платок и попросите малютку найти.

Примерно с 8 месяцев можно начинать с малышом играть в пальчиковые игры. Разглядывайте с ним картинки с изображениями животных и предметов, подробно рассказывайте о них и через некоторое время просите показать, где кошечка, дерево, корова и т.д. Можете поиграть с крохой в следующую игру: в коробку положите три разных игрушки, назовите одну из них и попросите малютку дать ее вам.

Игры и упражнения для развития памяти детям от 1 до 3 лет

В этом возрасте детки особенно хорошо запоминают всевозможные движения и действия и стараются их повторить. С ними уже можно играть во множество разных игр – строить башни из кубиков, складывать пирамидки, танцевать, играть на музыкальных инструментах, лепить, рисовать, перебирать крупы и т.д. Все это способствует развитию двигательной памяти.

Старайтесь как можно больше читать малышу, а затем обсуждайте прочитанное. Говорите с ним обо всем, что происходит – куда вы ходили, что делали, ели, кого видели и т.д. Кроме этого можете предложить крохе следующие игры для тренировки памяти:

  • На столе разложите несколько небольших листов бумаги или картона, на которых изображены предметы, геометрические фигуры, звери, растения и т.д. Дайте малышу время хорошо их запомнить, после чего переверните карточки картинками вниз. Задача ребенка назвать где, что изображено.
  • упражнения на памятьПред ребенком разложите несколько разных предметов, пусть он запомнит где и что лежит. Затем попросите его отвернутся и уберите один из предметов. Малышу необходимо определить, чего не хватает. Со временем можно немного усложнить задачу: увеличить количество предметов, убирать не один, а несколько объектов, менять их местами или заменять один предмет другим.
  • Поставьте посредине комнаты стул, разместите на нем, вокруг него и под ним несколько игрушек. Пусть малыш внимательно их рассмотрит. Затем скажите, что игрушки отправляются гулять и соберите их. После этого сообщите ребенку, что вернувшиеся с прогулки игрушки, забыли где именно сидели и предложите малышу рассадить их по своим местам.
  • Соберите вместе с ребенком небольшие предметы или игрушки, отличающиеся по форме. Сложите их в непрозрачный пакет или мешочек, чтобы занятие сделать еще полезней, их можно погрузить в любую крупу. Далее предложите ребенку поочередно доставать предметы и не глядя определять, что именно находится у него в руках.

Игры на внимание и память детям 3-6 лет

Примерно с трех до шести лет память детей развивается наиболее активно. Не зря детей этого возраста нередко называют «почемучками». Таких малышей интересует абсолютно все. Кроме того они подобно губке впитывают любую информацию и уже могут вполне осмысленно перед собой ставить цель что-либо запомнить. Именно с этим возрастом наступает самое благоприятное время для развития памяти. Старайтесь чаще учить с детьми стихи, разгадывайте загадки и головоломки, очень полезны в это период и игры на внимание и память.

  • Расскажите ребенку небольшой рассказ. Затем перескажите его, специально делая ошибки. Ребенку необходимо заметить, когда вы ошибаетесь и исправить вас. Когда у малыша это будет получаться, обязательно хвалите его.
  • Придумайте десять слов и к каждому их них подберите другое, связанное по смыслу слово. Например: стол-стул, тетрадь-ручка, окно-дверь, подушка-одеяло и т.д. Прочитайте ребенку получившиеся пары слов три раза, выделяя каждую из пар интонацией. Немного позже повторите крохе только первые слова пары, вторые же он должен вспомнить.
  • Интересны будут для ребенка игры на зрительную память. Распечатайте, а затем вырежьте предложенные ниже или любые другие карточки с изображениями. Разложите карточки одной тематики картинкой вниз. Пусть малыш по очереди в произвольном порядке открывает по две карточки. Если изображения совпадут, переворачивайте карточки картинкой вверх. Если карточки отличаются их необходимо вернуть на место. Игра окончиться тогда, когда все карточки будут открыты. Скорее всего, сначала малыш будет просто угадывать, но позже он поймет, что для того чтобы их открыть как можно быстрей, необходимо запоминать расположение открывшихся ранее картинок. картинки для игр  картинки для игр 2
  • Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на предметы, которые вас окружают, например, рекламные щиты, красивые деревья, качели и обсуждайте с ним увиденное. Возвратившись домой, попросите малыша нарисовать все, что он запомнил.
  • Предложите малышу посмотреть в течение пары минут на незнакомый предмет, а потом описать его. Затем предмет нужно спрятать и через полчаса попросить ребенка описать его по памяти. Такую игру желательно проводить регулярно, каждый раз предлагая новые предметы.
  • Очень полезны упражнения для памяти, построенные на ассоциациях. Назовите малышу знакомые слова, к примеру: мяч, врач, кошка, пусть он расскажет какие ассоциации они вызывают в его воображении. Какую они имеют форму, цвет, вкус, запах, какие они на ощупь и т.д. Запишите или запомните все характеристики слов, после чего последовательно перечисляйте их, а кроха пусть вспомнит какое слово соответствует этим характеристикам.
  • Выберите какой-нибудь цвет, затем по очереди называйте все, что имеет такой оттенок. Это может быть все, что угодно: фрукты, предметы, посуда, мебель и т.д. Выиграет тот, кому удастся назвать больше слов.
  • Если ваш малыш уже знаком с цифрами, можете предложить ему следующую игру: на листе в произвольном порядке напишите несколько цифр, например, 3, 1, 8, 5, 2, покажите их ребенку на тридцать секунд, за это время он должен запомнить весь ряд чисел. После этого уберите листок и задайте малышу следующие вопросы: какая цифра стоит первой, а какая последней; какое число расположено слева, например, от восьмерки; какая цифра стоит между восьмеркой и двойкой; какое число выйдет при сложении последних двух цифр и т.д.