Дети
Аутизм — причины, симптомы и развитие ребенка

Аутизм — причины, симптомы и развитие ребенка

Для родителей один из пугающих диагнозов, который может быть поставлен ребенку, это аутизм. Для заболевания свойственно нарушение способностей у больного к познанию общества и окружающего мира. У людей с аутизмом отдельные части мозга не могут должным образом совместно работать, это приводит к трудностям в общении, ограничению интересов и нарушению социального взаимодействия. Больные живут в мире внутренних переживаний, у них отсутствует эмоциональная связь с родными и бытовые навыки. Их волнуют только собственные трудности.

Причины аутизма

Проведено много работ, посвященных аутизму. Единой теории или мнения о причинах и методах лечения заболевания так и не возникло. Большинство ученых считают его генетической болезнью, но фактов, подтверждающих это, не существует.

Возникает аутизм из-за нарушений развития мозга. Специалисты выделяют несколько причин, способных это спровоцировать.

  • Наследственность. Самая популярная теория, поскольку аутизм проявляется у нескольких родственников. Ученым до сих пор не удалось выявить гены, отвечающие за его возникновение. Дети-аутисты нередко рождаются в семьях, члены которых не страдали от данного недуга.
  • Повреждение плода при родах или внутриутробного развития. Иногда подобные повреждения способны спровоцировать вирусные инфекции – ветрянка, корь и краснуха, которые женщина перенесла в период беременности.
  • Состояния, которые пагубно влияют на мозг. К ним относятся: хромосомные аномалии, туберкулезный склероз и ДЦП.
  • Ожирение матери. У женщин с избыточным весом риск родить малыша с аутизмом выше, чем у женщин с нормальным телосложением. Неблагоприятными факторами считается недоношенная беременность и повышенный возраст родителей.

Аутизм – это проблема, которая развивается чаще у мальчиков. Примерно на 4 мальчиков с диагнозом приходится 1 девочка.

Аутизм проблема

В последнее время численность деток, страдающих аутизмом, увеличилась. Что стало причиной сказать сложно. Возможно это результат улучшения диагностики, а возможно активное влияние факторов внешней среды. Существует теория, что ребенок может наследовать только предрасположенность к аутизму, а изменение генной структуры совершается в чреве матери. Предполагается, что активации таких изменений способствуют неблагоприятные внешние факторы, которые воздействуют на беременную женщину – выхлопные газы, инфекции, фенолы, некоторые пищевые продукты.

Симптомы аутизма

Самые первые признаки аутизма могут провялятся у детей в 3 месяца. Они редко тревожат родителей, поскольку нарушения в поведении ребенка объясняются младенческим возрастом и особенностями характера. Взрослые замечают, что с ребенком что-то не так, когда их малыш не может делать то, что без проблем делают его сверстники.

Специалисты выделяют несколько признаков, при наличии которых подтверждается диагноз аутизм. К ним относятся стереотипный характер поведения, недостаточное социальное взаимодействие, ограничение круга интересов и нарушение общения малыша с другими людьми.

Легкий аутизм

Аутизму подвержены дети всех возрастов. Первые симптомы болезни проявиться могут как в период до года, в дошкольном, школьном так и подростковом возрасте. Чаще заболевание дает знать о себе рано – примерно к году можно заметить необычное поведение крохи, отсутствие реакции на имя и улыбки. Новорожденные с аутизмом отличаются меньшей подвижностью, неадекватной реакцией на внешние раздражители – мокрые пеленки, звук и свет, отсутствием реакции на речь и собственное имя.

Читайте также:
Лямблии у детей: симптомы и лечение лямблиоза

Симптомы, которые помогут выявить аутизм у новорожденных и деток относятся:

  • Мимику, не соответствующую ситуации. Лицо аутиста маскообразное, периодически на нем отображаются гримасы. Такие детки редко улыбаются в ответ на улыбку или попытки их развеселить. Они нередко могут начать смеяться по им ведомым причинам.
  • Нарушение или задержку речи. Это может проявляться по-разному. Ребенок может употреблять только несколько слов, обозначающих основные потребности, причем в одной форме – спать или пить. Речь может быть бессвязной, не направленной на то, чтобы другие ее поняли. Малыш может повторять одну фразу, говорить тихо или громко, монотонно или неразборчиво. Может отвечать на вопрос той же фразой, в отличие от обычных деток, вообще не расспрашивать об окружающем мире. К двум годам дети-аутисты не могут произносить фразы из нескольких слов. В тяжелых случаях они не овладевают речью.
  • Повторения однообразных движений, не имеющих смысла. Больные дети используют их в непривычной или пугающей обстановке. Это могут быть покачивания головой и хлопанье в ладоши.
  • Отсутствие зрительного контакта, когда малыш смотрит «сквозь» человека.
  • Отсутствие интереса к окружающим. Ребенок не останавливает взгляд на близких или сразу отводит глаза, принимаясь рассматривать то, что его окружает. Иногда люди не вызывают у крохи интереса. Объектом внимания становятся неживые предметы – рисунки и игрушки.
  • Отсутствие реакции на близких и окружающих. Малыш не реагирует на окружающих, например, не тянет ручки к маме, когда она приближается или начинает с ним разговаривать. Они могут не реагировать или неадекватно реагировать на эмоции и настроение взрослых, например, плакать, когда все смеются, или наоборот.
  • Отсутствие привязанности. Ребенок не проявляет привязанности к близким или выявляет чрезмерную привязанность. Больной малыш, может никак не реагировать на уход мамы, либо не позволять ей покинуть комнату.
  • У ребенка не возникает интереса к сверстникам, он воспринимает их как неживые объекты. Больные малыши не участвуют в играх, они располагаются рядом, отстраняются и уходят в свой мир. Дети отличаются замкнутостью и отстраненностью.
  • Малыш использует жесты только для обозначения нужд. К полутора годам здоровые детки, заметив интересный объект, делятся этим с родителями – улыбаются и показывают на него пальцами. Аутисты используют жесты лишь для того, чтобы обозначить свои нужды – пить и есть.
  • Нередко дети с болезнью немного или умеренно отстают в развитии. Если у малыша легкий аутизм и нет нарушений речи, его интеллект остается на нормальном уровне или выше среднего. В некоторых случаях при заболевании может наблюдаться глубокая умственная отсталость.
  • Ребенок зацикливается на занятии и не может переключиться на что-то другое. Например, малыш может часами сортировать кубики или строить башни, при этом выдернуть его из такого состояния трудно.
  • Малыш остро реагирует на любые изменения в распорядке дня, обстановке, расположении вещей, игрушек. На любые изменения ребенок может отвечать агрессией или уходом в себя.
Читайте также:
Диатез у детей – причины, симптомы и лечение

Все признаки в зависимости от формы болезни могут проявляться очень слабо, например, как небольшая отстраненность и увлечение монотонными действиями, так и сильно – как полная отрешенность от происходящего.

Развитие ребенка при аутизме

Аутизм многогранен, поэтому одну схему того, как будет развиваться ребенок выделить сложно. На то, как это будет происходить, способно влиять немало факторов. Это форма заболевания и особенности ребенка. При диагнозе аутизм, развитие больного зависит от того, были или не были предприняты необходимые действия. При вовремя начатой терапии детей, страдающих аутизмом, удается научить обслуживать себя, разговаривать и взаимодействовать с людьми. Эпизодов полного излечения от болезни зарегистрировано не было.

Аутизм помощь

Малыша недостаточно отвести к психологу, который начнет с ним заниматься, или к доктору, который назначит нужные медикаменты. Большая часть успеха зависит от родителей, которые должны сотрудничать со специалистами и выполнять их рекомендации. На успешность прогноза влияет, насколько родные принимают ребенка, невзирая на его особенности, насколько папа и мама к нему близки, насколько они включены в процесс обучения, реабилитации и воспитания.

При постановке диагноза аутизм, помощь ребенку должна состоять из целого комплекса мероприятий, которые должны подбираться индивидуально. Лекарственные препараты используются редко и только для снятия некоторых симптомов. Главные методы лечения аутизма – это психотерапия и социальная адаптация. Родителям аутистов стоит быть готовыми к тому, что процесс будет длительным, сложным, истощающим физически и психологически.

Аутизм и ДЦП

Нередко диагностика аутизма, особенно у детей первых годов жизни, представляет трудности, поскольку некоторые его проявления могут походить на симптомы других аномалий психического развития – умственной отсталости, невропатии и глухоты. Иногда ошибочно ранний аутизм заменяется диагнозом ДЦП. Это происходит из-за того, что при этих заболеваниях дети могут не пользоваться речью, необычно двигаться, ходить на цыпочках, иметь трудности с балансом и координацией, отставать в развитии, испытывать боязнь к новому. ДЦП и аутизм имеют много похожих симптомов, но их характер отличается. Важно найти грамотного специалиста, который сможет поставить правильный диагноз, что позволит начать своевременное и правильное лечение.

Аутизм и дельфинотерапия

По данным исследований, помимо традиционных методов, показывают хорошие результаты в лечении аутизма дельфинотерапия и арттерапия. Использовать их стоит только в качестве дополнения к основным методам борьбы с болезнью.

Оставить комментарий к статье

В комментариях запрещено:
1. Оставлять ссылки на сайты.
2. Рекомендовать лекарственные препараты.
3. Рекламировать кого и что-либо.