Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.
Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.
Что такое синдром отличника и его признаки
Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.
Признаки синдрома отличника у ребенка:
- ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
- ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
- ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
- в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
- ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
- если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
- ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
- главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.
Проблемы, к которым может привести синдром отличника
Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.
Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник не решится взяться за дело, если не будет на 100% уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.
Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.
Из-за чего возникает синдром отличника у детей
Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.
Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:
- низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой;
- природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать;
- желания заслужить любовь родителей;
- страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.
Как бороться с синдромом отличника
- Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
- Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
- Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
- Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
- Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
- Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.
Меня с самого детства воспитывают мама и бабушка, мама у меня очень умная и образованная, а бабушка, наоборот, довольно глупая, любит устроить скандал. Так вот с ранних лет бабушка на меня кричала, в принципе по разным причинам, но в основном по поводу учёбы. Тем более с первого класса (а сейчас я в 7), большую часть своего времени я проводила с ней, ещё она ужасно пессимистична, все время говорит что в мире все нечестно, что, чтобы пробиться, нужны деньги, также бабушка постоянно меня с кем то сравнивали, то с сестрой, то с одноклассницами, или же вообще со детьми знакомых, о которых она толком ничего не знала. В итоге, к тому периоду, когда я уже вступаю в пору совершеннолетия, у меня сформировалось далеко не жизнерадостное представление об этом мире, как Вы уже, наверное, поняли, я отличница. Не просто отличница, а перфекционистка. И прочитав эту статью я даже заплакала от того, что уже мало что можно изменить, тем более, что везде написаны советы именно родителям, а значит в основном всё зависит от них. Сейчас я боюсь ездить в лагеря, может быть это покажется вам смешным, но это правда, я просто боюсь нового общества, не говорю уже и про публичные выступления. Более того у меня ещё комплекс неполноценности, я образованна для своих лет, умна, красива, вроде бы что ещё нужно… Вот как родители могут порой даже испортить жизнь своего ребёнка.
Все еще можно исправить, нельзя считать, что все зависит только от родителей, иначе Вы будете всю жизнь в позиции маленького ребенка, за которого все ВСЕ решают… Нужно найти хорошего психолога, сейчас это уже не проблема….