Игры для ребенка до года
Развитие малыша в первые месяцы жизни также важно, как и в 3 – 5 – 8 лет. Каждый новый день приносит ребёнку новые ощущения и новые возможности, а помочь ему в знакомстве с этим миром — главная задача родителей.
День ото дня ребёнок становится старше и умнее, у него появляются новые способности и потребности. Если младенец месячного возраста реагирует на звуки и лица, то пятимесячный малыш начинает познавать причинно-следственные связи. Вот, исходя из этого, нужно планировать обучающие занятия для своего ребёнка.
Не стоит начинать учить ребёнка азбуке или цифрам до года: хотя некоторые педагоги предлагают программы обучения, уже доказано, что до года речевые навыки не развиты и больше «му» и «бу» на «экзамене» от малыша добиться не получится.
Также не нужно предлагать «шнуровку» трёхмесячному младенцу, а «годовасика» просить показать «папу» и «маму» — игры должны соответствовать возрасту.
Основными направлениями игр в этот период являются те, которые учат логике, помогают развивать моторику, внимание и физическое состояние.
Игры для малышей в этом возрасте должны быть короткими, чтобы не переутомлять его, весёлыми, чтобы он не скучал, и обязательно сопровождаться разговорами, чтобы ребёнок приучался слышать речь и старался устанавливать речевой контакт.
Упражнения для развития логики у ребенка
Малыши от одного месяца уже начинают строить причинно-следственные связи. Например, услышав нежный высокий голос, они осознают, что это — мама, звук погремушки они ассоциируют с игрушкой, а бутылочку с едой. Но это примитивная логика на этапе развития. С 4 — 5 месяцев они начинают познавать мир, понимать, что разные предметы издают разные звуки; одни легче, другие тяжелее; одни тёплые, другие холодные. В этот период можно предоставить ему разные предметы — ложки, контейнер с сыпучими веществами или колокольчики — для исследования. Показать ему пример, стукнув ложкой по столу, позвенев колокольчиком или постучав по кастрюле. Но нужно быть готовым к разного рода шуму. Такие игры в «шум» позволят ребёнку устанавливать причинно-следственные связи.
Ку-ку!
Эта игра одна из разновидностей пряток. Для неё можно использовать игрушку, которую нужно прятать за другие предметы, или небольшое полотенце, за которым прятать своё лицо и со словами «ку-ку» «появляться» снова.
Для другой разновидности этой игры понадобится три игрушки, одна из которых будет хорошо знакома малышу. Среди двух других прятать знакомую игрушку и поискать её вместе с ребёнком: кто быстрее найдёт?
Поиск частей тела весьма увлекателен для детей. Со словами уменьшительно-ласкательными («носик», «ручки», «пальчики», «глазки») нежно притрагиваться к нужным частям тела сначала своим пальцем, потом, направляя ручки малыша, его пальчиками.
Дети очень любопытны и самой интересной для них может оказаться игра «Повелитель мира». Покажите малышу, где включать свет, телевизор на пульте, подсветку телефона. Не нужно расстраиваться, если дитя не заинтересуется управлением техники, или, наоборот, слишком много раз будет включать и выключать свет.
Пирамидка подойдёт для детей 8 — 10 месяцев. Яркие колечки на палочке помогут развить у малыша логику и мелкую моторику.
Упражнения для развития мелкой моторики
Пальчики малыша весьма чувствительны и до года именно тактильные ощущения являются наиболее важными. Малыш ползает, трогает, тянет и всё это — развитие тактильной чувствительности. Но мелкая моторика требует отдельных упражнений, так как отсутствие занятий по управлению собственными пальчиками в детстве может отрицательно сказаться в будущем дрожащим почерком и слабыми пальчиками, нарушениями дикции и даже речевыми отклонениями.
Всем известная «Сорока, которая варила кашу» — это не просто игра, это целый комплекс упражнений для ребёнка, при выполнении которых происходит массаж ладошек и стимуляция активных точек, тренировка внимания и запоминание песенки.
Также пригодятся ролевые игры, в которых можно задействовать пальчики.
Нужно учитывать, что пальчиковые игры не даются малышам легко: они только учатся управлять своими ручками, а отдельные пальчики ещё плохо взаимодействуют. Поэтому нужно показать пример своими ладонями: сжимать и разжимать кулачки, «ходить» по столу разными пальцами, показать очки или «козу рогатую».
Немаловажны тактильные ощущения: можно дать ребёнку мять тесто, показать пуговицы, предложить «помять» любую крупу (горох, гречку). При этом нужно активно участвовать в его исследованиях и следить за его безопасностью.
Игры для физического развития ребенка
Дети любят, когда их подбрасывают, когда их «летают» как ракеты. Если малыш уже ползает, ему на пользу пойдут разные препятствия: стопка книг, подушка, куча игрушек.
В этот период может пригодиться ещё одна разновидность игры «ку-ку», при которой можно спрятаться за дверью и тем самым заставить малыша ползти до неё.
Нужно помнить, что каждый ребенок уникален и достигает каждую веху в своём собственном темпе. Поэтому не нужно волноваться, если у ребёнка что-то получается неправильно или вообще не получается.