Дети
Развитие речи дошкольников – упражнения и методы

Развитие речи дошкольников – упражнения и методы

Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.

Этапы развития речи

Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:

  • 3-4 года. Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
  • 4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
  • 5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
  • 6-7 лет. У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.

Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.

Игры для развития речи

Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.

 «Угадай, что звучит»

Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.

«Волшебный мешочек»

Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.

Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.

Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача  — добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных.

Развитие речи дошкольников

«Кто что делает»

Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.

Читайте также:
Агрессия у детей – причины возникновения и способы борьбы

Демонстрируя карточку, задавайте вопросы: «Что это?», «Что с этим делают?» или «Для чего это нужно?». Потом усложните игру, добавив мимику и жесты. К примеру, взрослый изображает руками полет и спрашивает: «Кто и что летает?»

«Магазин»

Игра подойдет детям с 3 до 7 лет. Она нацелена на проработку звуков м, п, б и мь, пь, бь. Понадобятся матрешки, машинки, поезда, пушки, барабаны, балалайки, куклы, не лишними будут Буратино с Петрушкой или другие игрушки в названиях или именах которых есть звуки, над которыми будете работать.

Расставьте на столе игрушки и предложите ребенку поиграть. Скажите: «Я буду продавцом». Затем переспросите: «Кем я буду?» Ребенок или дети отвечают. Дополните: «А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» — «Покупателем», — должен ответить ребенок. Далее задаются вопросы о том, что делает продавец и покупатель. Потом покажите игрушки, которые собираетесь продавать, дети должны их назвать.

Дальше начинается игра в магазин – дети подходят к столу и говорят, какую бы игрушку они хотели купить. Взрослый соглашается, но предлагает попросить о покупке вежливо, выделив голосом слово «пожалуйста». Отдает ребенку игрушку и спрашивает, для чего она нужна. Важно, чтобы дети правильно произносили прорабатываемые звуки и выговаривали слова.

«Аргументируй»

Игра – отличный вариант для развития речи ребенка дошкольного возраста 5-7 лет. Понадобятся предметные карточки. Оптимально эту игру проводить с небольшой группой детей. Выбранный ведущим ребенок берет карточку, рассматривает ее, никому не показывая. Затем задает остальным участникам вопросы: «На что это похоже?», «Какой цвет у этого предмета», «Что можно делать с его помощью?». Каждый из детей предлагает вариант ответа, после чего ведущий показывает всем изображение. Дети должны «защитить» свои версии, аргументировать их. Несоответствия и делают игру увлекательной, и стимулируют активную речевую деятельность детей, учат отстаивать точку зрения.

Когда ребенок переходит в старшую группу, он должен произносить все звуки. Но родителям и педагогам следует развивать фонематический слух и артикуляцию.

Развитие речи ребенка дошкольника

Упражнения на развитие речи

Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.

«Беседа по картинке»

Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.

Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.

«Большой-маленький»

Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:

— Посмотри, кто это?

— Мальчик и девочка.

— Какой мальчик?

— Маленький.

— Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?

— Большая.

Читайте также:
Какие игрушки нужны детям

— Да, коса длинная. Как ты думаешь, почему длинна коса считается красивой?

И так задавайте любые вопросы по картинкам. Ребенок должен обогащать лексикон синонимами.

Гимнастика для развития речи

«Что бы это значило?»

Упражнение на развитие речи дошкольников 6 -7 лет, то есть в период подготовки к школе.

Детям такого возраста можно работать над интонацией, эмоциональной окраской речи. Используйте фразеологизмы. Рассуждайте с ребенком о том, что значит «бить баклуши», «задать головомойку», «повесить нос». Знакомство с оборотами развивает фантазию и мышление, совершенствует речь.

Рекомендации

Избавить ребенка от «каши во рту» помогут скороговорки на развитие речи. Родители сначала должны читать скороговорку медленно, проговаривая каждый слог. Затем ребенку предлагается проговорить ее с взрослым и уже после – самостоятельно.

Примеры эффективных скороговорок:

  • «У бурого мишки в мешке большие шишки».
  • «Сидит на окошке серая кошка».

Не ругайте ребенка, если у него не получается. Для него это игра, а не серьезный процесс. Не учите сложные скороговорки, выбирайте короткие, звучные и простые. Для развития речи читайте стихи, загадывайте загадки, пойте колыбельные, разучивайте потешки. Это развивает кругозор, мышление, внимание и память. Полезны разные виды гимнастики.

Гимнастика для развития речи

Речь красива и правильна при условии, что у человека ненапряженная артикуляция, выдох – длительный и плавный. А у детей с речевыми дефектами дыхание сбивчивое и поверхностное. Выполняйте с ребенком дыхательную гимнастику, способствующую формированию длительного выдоха, а значит, и развитию речи.

Упражнения для развития правильного дыхания

  • «Снегопад». Из ваты скатайте комочки небольшого размера, положите на ладошку малышу. Предложите сдуть их как снежинки. Затем поместите ватный комок ребенку под нос и попросите подуть вверх.
  • «Буря в стакане». Наберите в стакан воду, опустите туда коктейльную трубочку, и пусть ребенок дует в нее. Следите, чтобы губы малыша были неподвижны, а щеки не надувались.

Артикуляционная гимнастика

Направлена на развитие мышц языка, что важно для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика для развития речи выполняется перед зеркалом – ребенок должен видеть язык. Длительность не должна превышать более 10 минут в день. Популярные упражнения:

  • Язык вверх и вниз – к верхней и нижней губе, а также влево и вправо – к уголкам рта.
  • «Маляр». Язык «красит» заборчик из зубов с внешней и внутренней стороны.
  • «Лошадка». Язык цокает по небу.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики стимулирует речь. Суть гимнастики для развития речи в том, что ребенок проговаривает небольшие стишки с родителями и сопровождает их движениями пальчиков.

Есть хорошее упражнение «Сутки». Малыш с взрослым рассказывает стишок: «Утро, день, вечер, ночь, убежали сутки прочь. Чтобы о сутках не жалеть, надо время нам стеречь». При этом на каждом слове нужно загибать по одному пальчику, дойдя до конца – разгибать по одному.

Итак, если вы хотите развивать речь малыша, то воспользуйтесь полезными советами, методами логопедов и дефектологов. Играйте с ребенком, перестаньте его критиковать за неверные ответы и поддерживайте.

Оставить комментарий к статье

В комментариях запрещено:
1. Оставлять ссылки на сайты.
2. Рекомендовать лекарственные препараты.
3. Рекламировать кого и что-либо.