Стихи – польза для развития детской памяти
Хорошая память поможет в любой деятельности. Возможность запоминать и воспроизводить информацию закладывается генетически, но без тренировки результата не будет.
Классический способ развития памяти – заучивание стихов.
Когда нужно начинать учить стихи
Читать ребенку стихи и напевать песенки нужно с рождения. Младенец не понимает смысла, но улавливает на подсознательном уровне мелодичные ритмы и по-разному реагирует на них. Так подготавливается будущий процесс запоминания.
Ориентиром для начала разучивания стихов с детьми психологи и педагоги считают не возраст, а появление первых навыков осознанной речи. У большинства это происходит в 2-3 года. Мозг маленького ребенка усиленно развивается. Запоминание активизирует биохимические процессы и помогает развитию мышления.
Польза стихов для детей
Содержательные, соответствующие возрасту стихи, принесут пользу не только для развития памяти. Их заучивание полезно для разных способностей ребенка:
- формирование фонематического слуха – различение звуков в словах;
- решение логопедических проблем – произношение трудных звуков;
- совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса;
- развитие интеллекта и расширение кругозора;
- воспитание общего уровня культуры и чувства красоты родного языка;
- обогащение новым опытом;
- преодоление стеснительности и замкнутости;
- легкость в учении иностранных языков и запоминании больших объемов информации.
Советы родителям дошколят
- Создайте ясную мотивацию – порадовать бабушку, сделать сюрприз для папы, рассказать другим детям в садике или выступить на празднике.
- Не заставляйте учить, превращая процесс в серьезную деятельность. Учите стих, гуляя в парке или выполняя несложную домашнюю работу.
- Предложите ребенку повторять за вами, когда он рисует, лепит или играет.
- Придумайте игру, в которой нужно повторять считалку, четверостишие или загадку в стихах.
- Используйте игрушки и предметы во время чтения и повторения, которые вызовут ассоциации у ребенка и помогут запоминанию.
- Обсудите содержание стиха, задайте вопросы о героях, сюжете, чтобы выяснить, понятен ли смысл, проговорите новые слова и объясните их значение.
- Читая стих несколько раз, меняйте интонацию, тембр голоса или сопровождайте мимикой и жестами.
- Устройте концерт или спектакль с ребенком в главной роли, записывайте выступление на камеру – это его развлечет и порадует.
Советы родителям младших школьников
- Предложите ребенку прочесть стихотворение дважды, следите за правильностью произношения слов. Если он плохо читает, первый раз прочтите сами.
- Попросите пересказать содержание, чтобы убедиться в понимании смысла.
- Помогите разделить стихотворение на смысловые отрывки, правильно выбрать интонацию и делать паузы.
- Пусть ребенок учит стих по частям, повторяя несколько раз по две строчки, затем четверостишие.
- Проверьте стих на следующий день.
Физиологи советуют учитывать ведущий тип памяти ребенка: зрительная, моторная или слуховая.
Зрительная память – используйте иллюстрации или рисуйте с ребенком картинки, раскрывающие содержание стихотворения.
Слуховая память – проговорите стихотворение с разной интонацией, поиграйте тембром, почитайте громко и тихо, медленно и скороговоркой или шепчите.
Моторная память – сопровождайте процесс заучивания жестами, мимикой или телодвижениями, соответствующими или ассоциирующимися с содержанием стиха.
Какие стихи лучше всего развивают память
Чтобы не отбить интерес детей к поэзии, подбирайте стихотворения, соответствующие возрасту ребёнка, с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным сюжетом.
В 2-3 года подойдут стихи, где много действия, предметов, игрушек и животных, известных ребенку. Объем – 1-2 четверостишия. Хорошо воспринимаются считалки. Проверены временем стихи А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, С. Михалкова.
С каждым годом в лексиконе ребенка появляются новые слова, текст можно выбирать сложнее, с абстрактными явлениями, описанием природы. Интерес вызывают сказки в стихах – «Конек горбунок» П. Ершова, «О царе Салтане» А. Пушкина.
Уровень развития логического мышления совершенствуется и позволяет понимать сложные средства выразительности языка, эпитеты, синонимы. Для тренировки памяти можно учить басни И. Крылова, поэмы и стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.Т. Твардовского.
В подростковом возрасте детям интересны стихи Э. Асадова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой.
Если с раннего детства родителю привьют ребенку вкус к поэзии и к чтению, они могут не сомневаться, что учеба в школе будет в удовольствие.